Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Минюст предложил проводить ряд экспертиз только в госорганизациях. Ограничение прав или разумный шаг?

Добрый день, уважаемые читатели, особенно коллеги-эксперты!

На днях в крупных СМИ появилась информация об очередной крупной законодательной инициативе Минюста. Ведомство подготовило проект постановления Правительства РФ «Об установлении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями». Сейчас документ выложен на сайте Правительства, проходит стадию общественного обсуждения.

Если нет времени идти на сторонний сайт, озвучу перечень таких экспертиз прямо здесь:


Перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями

  1. I. По уголовным делам, при проверке сообщения о преступлении:

Судебная баллистическая экспертиза

Судебная взрывотехническая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза

Судебно-психиатрическая экспертиза

Судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ
‎и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ

  1. II. По делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости строительных объектов и территории, функционально связанной
    ‎с ними, а также объектов землеустройства:

Судебная строительно-техническая экспертиза

Судебная землеустроительная экспертиза

III. По уголовным делам, при проверке сообщения о преступлении, связанным с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также в отношении действий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожара:

Судебная пожарно-техническая экспертиза

Как независимый лингвист-эксперт я не могу не порадоваться тому, что лингвистическая и автороведческая экспертизы в этом списке не значатся. Тем не менее, проект заставил меня много поразмышлять, и размышления довольно грустные. На мой взгляд, это только начало назревшей реформы экспертной деятельности. А применительно к деятельности Минюста это логичное продолжение их программы по сосредоточению экспертной практики в ведомственных структурах.

С одной стороны, я разделяю мнение, что экспертизы по резонансным делам, особенно связанным с противодействиям экстремизму и терроризму, лучше проводить в государственных экспертных организациях. На мой взгляд, это лучше для самих экспертов: если у госслужащих есть какая-никакая защита в виде погон и некоторого влияния, то негосударственные эксперты никак не ограждены от возможных (и, как показывает практика, весьма частых) угроз и запугивания со стороны недовольных результатами экспертизы, особенно если это экспертизы, касающиеся деятельности религиозных объединений.

К слову, в списке Минюста значится психологическая экспертиза, а сейчас по делам об экстремистских призывах или разжигании розни посредством текста, об оправдании терроризма участие психолога обязательно. По многим гражданским делам, кстати, привлекать психолога наряду с лингвистом тоже становится нормой. Соответственно, и комплексные психолого-лингвистические экспертизы в случае принятия указанного постановления автоматически попадут в список проводимых только в госучреждениях. Ибо сложно представить, что следователи на практике будут назначать психологическую часть экспертизы в госструктуру, а лингвистическую – независимым специалистам.

Однако я считаю, что предложенные Минюстом ограничения – это существенное ограничение прав как самих экспертов (в праве выбрать профессию и трудиться в соответствии со своим образованием и личностными качествами), так и участников судебного процесса, которые теперь вряд ли смогу получить альтернативное мнение специалистов по делу и будут вынуждены довольствоваться только одним заключением выбранного судом госведомства.

Правда, я вижу и три своеобразных плюса в ситуации, к которой мы все, похоже, идём.

Во-первых, о рецензиях в проекте ничего не сказано. То есть воспользоваться услугами рецензентов и всё же получить некое альтернативное мнение по поставленным вопросам участники процесса смогут в любом случае.

Во-вторых, мне пока не совсем ясно, будет ли в случае принятия постановления идти речь только о судебных экспертизах, то есть о таких исследованиях, которые назначаются судом и следователем (ну, и иными официальными лицами вроде представителей таможни, прокуратуры и т.д.). Если да, то похоже, что несудебные исследования (с выдачей заключения специалиста, а не эксперта) по любым категориям дел останутся доступными в негосударственных учреждениях. В общем-то, это тоже не может не радовать.

В-третьих, очевидно, что с принятием такого постановления поток экспертиз, назначаемых в госструктуры, увеличится. Соответственно, нагрузка на экспертные отделы возрастёт и, скорее всего, понадобятся новые экспертные кадры. Так что, возможно, у ряда негосударственных экспертов будет шанс устроиться на госслужбу.

Во всяком случае, я пока что вижу ситуацию так. А что вы скажете по поводу резонансной новости, уважаемые коллеги?

Анастасия Акинина,

независимый эксперт-лингвист, автор блога «ЛингЭксперт», член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, член Союза журналистов России.

13.10.2021
19
16
4
Автор публикации
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
Независимый эксперт-лингвист. Помогаю выигрывать в суде с убедительной лингвистической, автороведческой, искусствоведческой экпертизой. Рецензирую. https://akinina-lingexpert.ru/ ИНН: 261502250391
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (16)

      Уважаемая Анастасия Вячеславовна, интересная новость.
      Но вот почти на 100% уверен, что ни баллистика, ни взрывотехника, ни экспертиза наркотиков, в данный момент нигде кроме как в госучреждениях и не проводится, уж больно объекты специфичны. А вообще, как Вы правильно заметили, лишь бы не ограничивали возможность полноценно оспаривать выводы экспертиз, проведенных госэкспертами.

      +8
      Свернуть ветку

      Уважаемая Анастасия Вячеславовна, у меня, безусловно, резко отрицательное отношение к подобного рода проявлениям принципа «тихой сапой...» (gun)
      В условиях действующих юридических запретов баллистика, взрывотехника и наркоэкспертиза суть удел госэкспертов. От того, что формализуют факт, мне ни холодно, ни жарко не станет.
      А вот если мне лингвопсихологию придётся назначать не Вам с Макаровой Инной Юрьевной (что-то не слышно её в последнее время), а полиции или истым офицерам СКР, то это меня заставит задуматься. Потому что я буду сомневаться прежде всего в независимости экспертов.
      Уверен, что частные эксперты справятся даже с первыми тремя чисто государственными видами без риска для самого государства. Требуется только условия соответствующие сформулировать нормативно.
      Из СМИ вычитал только смысл изменений в пояснительной записке Минюста относительно СТЭ при определении кадастровой стоимости. То же самое — категорически не согласен. Пусть другие способы находят в сфере противодействия мошенникам по кадастровой оценке. Благо, сил и средств для этого хватает.
      С Вам не согласен в части передачи экстремизма в официальные структуры. Если нужно обеспечивать безопасность от угроз, никто не мешает привлечь к этому полицию и Росгвардию.
      похоже, что несудебные исследования (с выдачей заключения специалиста, а не эксперта) по любым категориям дел останутся доступными в негосударственных учреждениях. В общем-то, это тоже не может не радовать.Мне кажется, Вы немного не так выразились и ведёте речь про справки и заключения специалиста. В этом случае Вы правы на 100 %.

      +6
      Свернуть ветку

        Уважаемый Курбан Саидалиевич, поддерживаю ваше мнение — ползучая монополизация экспертной сферы ни к чему хорошему не приведёт, и все мы знаем, что независимость госэкспертов — миф. 
        Надеюсь, что в этом законопроекте ещё будут заложены всевозможные «исключения» и «особые случаи», которые позволят успешно игнорировать основные его положения. Во всяком случае я вижу именно такую тенденцию во многих свежепринятых законах.

        +6
        Свернуть ветку

          Уважаемый Иван Николаевич, забыл мысль, Вы напомнили. В данном случае даже не с законопроектом имеем дело, а с постановлением правительства. То, что постановления правительства могут составлять правовую основу госэкспертной деятельности, это понятно, т.к. в законе так написано. А вот может ли (вправе ли) Правительство РФ устанавливать госмонополию? Мне кажется, это прерогатива законодателя.

          +6
          Свернуть ветку

            Уважаемый Курбан Саидалиевич, спасибо Вам большое за отклик! Посмотрим, как наши законодатели вырулят с этим проектом. Может быть, это пробный камень Митнюста, надеющегося наконец продавить принятие нового закона об экспертной деятельности...

            +4

      Уважаемая Анастасия Вячеславовна,
      Как независимый лингвист-эксперт я не могу не порадоваться тому, что лингвистическая и автороведческая экспертизы в этом списке не значатся.Скажу честно — я не понимаю этой радости. Очевидно, что и недавние поползновения с попыткой запретить проведение исследований в ЦСЭ Минюста по заказам адвокатов и граждан, и обсуждаемая инициатива, это только начало. Введут запрет, проанализируют последствия и «внедрят положительный опыт».

      +2
      Свернуть ветку

        Уважаемый Роман Павлович, спасибо за отклик! Конечно, я порадовалась не по типу злорадства. Просто тому, что пока что можно спокойно работать мне и коллегам из той же сферы. Хотя ясно, что предложенное постановление — только первый шаг. Если всё пройдёт по прану Минюста, ничто им не помешает и лингвистическую экспертизу сугубо под госконтроль подвести...

        +1

      Уважаемая Анастасия Вячеславовна, считаю, что однозначно не просто ограничение прав, а нарушение прав участника дела на выбор судебного эксперта, а в итоге нарушение права на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и обеспечения им доступа к правосудию.

      +2
      Свернуть ветку

      Уважаемая Анастасия Вячеславовна, к сожалению, всё, что касается подобных изменений в производстве экспертиз, идёт в ущерб делу.
      Обратите внимание, что никак государство не хочет качество экспертной деятельности поднять. Только экспертов под себя подмять. Это и есть основная цель нововведений.

      +2
      Свернуть ветку

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Личные блоги
ВС РФ не считает заявление о взяточничестве в ВС РФ не только преступлением но даже правонарушением. ...
Адвокат
alvitvas
31 Мая 2025, 16:46
Статьи
Лишение или ограничение права собственности на имущество, признанное вещественным доказательством
Адвокат
aakupriyanov
30 Июня 2009, 04:55
Личные блоги
Ограничение права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Адвокат
Елсаков Анатолий Васильевич
29 Августа 2013, 11:07
Статьи
Заключение мнимой сделки и укрытие имущества от принудительного исполнения решения суда. Право или нарушение!...
Адвокат
mzarbabyan
06 Февраля 2016, 13:32
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Имеет ли право оценочная фирма проводить техническую экспертизу?
Энтузиаст
anonym
13 Июля 2004, 12:46
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Наказание за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством
dolbinizm
08 Октября 2012, 14:29
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Ограничение прав
svetova88
19 Июня 2013, 16:49
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Позиция ЕСПЧ о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград
atmo
31 Августа 2011, 21:05
Статьи
Оставление места ДТП. Лишение прав или…? (прекращение дела в связи малозначительностью административного ...
Адвокат
Спиридонов Михаил Владимирович
12 Июня 2015, 15:33
Статьи
Административное дело по ч. 4 ст. 12.15 КОАП РФ прекращено, в связи с отсутствием в действиях, привлекаемого ...
Юрист
user641355
22 Февраля 2020, 10:12
Личные блоги
ВС РФ не считает заявление о взяточничестве в ВС РФ не только преступлением но даже правонарушением. ...
Адвокат
alvitvas
31 Мая 2025, 16:46
Статьи
Лишение или ограничение права собственности на имущество, признанное вещественным доказательством
Адвокат
aakupriyanov
30 Июня 2009, 04:55
Личные блоги
Ограничение права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Адвокат
Елсаков Анатолий Васильевич
29 Августа 2013, 11:07
Статьи
Заключение мнимой сделки и укрытие имущества от принудительного исполнения решения суда. Право или нарушение!...
Адвокат
mzarbabyan
06 Февраля 2016, 13:32
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Имеет ли право оценочная фирма проводить техническую экспертизу?
Энтузиаст
anonym
13 Июля 2004, 12:46
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Наказание за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством
dolbinizm
08 Октября 2012, 14:29
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Ограничение прав
svetova88
19 Июня 2013, 16:49
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Позиция ЕСПЧ о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград
atmo
31 Августа 2011, 21:05
Статьи
Оставление места ДТП. Лишение прав или…? (прекращение дела в связи малозначительностью административного ...
Адвокат
Спиридонов Михаил Владимирович
12 Июня 2015, 15:33
Статьи
Административное дело по ч. 4 ст. 12.15 КОАП РФ прекращено, в связи с отсутствием в действиях, привлекаемого ...
Юрист
user641355
22 Февраля 2020, 10:12
Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам

Рейтинг публикации: «Минюст предложил проводить ряд экспертиз только в госорганизациях. Ограничение прав или разумный шаг?» 3 звезд из 5 на основе 19 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Юридическое сопровождение и защита бизнеса. IT, КИИ, ФСТЭК, №117, ГИС. Защита директоров, собственников. Налоги, банкротство. 17+ лет опыта, 250+ кейсов по всей России. Онлайн и оффлайн консалтинг
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
● Недвижимость. Легализация самостроя. Наследство. Земля. Суды с ДГИ Москвы.
● Арбитраж. Банкротство. ФАС. Юридическое сопровождение вашего бизнеса.
● Юрист по ВЭД. Споры с ФТС. Международное право.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
ВС РФ не считает заявление о взяточничестве в ВС РФ не только преступлением но даже правонарушением. ...
Личные блоги, 31 Мая 2025, 16:46 31 Мая 2025, 16:46
Лишение или ограничение права собственности на имущество, признанное вещественным доказательством
Статьи, 30 Июня 2009, 04:55 30 Июня 2009, 04:55
Ограничение права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Личные блоги, 29 Августа 2013, 11:07 29 Августа 2013, 11:07
Заключение мнимой сделки и укрытие имущества от принудительного исполнения решения суда. Право или нарушение!...
Статьи, 06 Февраля 2016, 13:32 06 Февраля 2016, 13:32
Имеет ли право оценочная фирма проводить техническую экспертизу?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 13 Июля 2004, 12:46 13 Июля 2004, 12:46
Наказание за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством
Вопросы и ответы онлайн (архив), 08 Октября 2012, 14:29 08 Октября 2012, 14:29
Ограничение прав
Вопросы и ответы онлайн (архив), 19 Июня 2013, 16:49 19 Июня 2013, 16:49
Позиция ЕСПЧ о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград
Вопросы и ответы онлайн (архив), 31 Августа 2011, 21:05 31 Августа 2011, 21:05
Оставление места ДТП. Лишение прав или…? (прекращение дела в связи малозначительностью административного ...
Статьи, 12 Июня 2015, 15:33 12 Июня 2015, 15:33
Административное дело по ч. 4 ст. 12.15 КОАП РФ прекращено, в связи с отсутствием в действиях, привлекаемого ...
Статьи, 22 Февраля 2020, 10:12 22 Февраля 2020, 10:12
Продвигаемые публикации