Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Психолого-лингвистическое исследование проводит один специалист. Что здесь может быть не так и как такое заключение отвести?

Психолого-лингвистическое исследование проводит один специалист. Что здесь может быть не так и как такое заключение отвести?

Недавно мне довелось читать заключение одного эксперта из… Впрочем, лучше не буду назвать город. Там много отличных специалистов-лингвистов, действует ассоциация экспертов, есть своя научная школа.  Дискредитировать мастеров из-за чьей-то халтуры совершенно не хочу.

Эксперт, которую я имею в виду, ни в местное, ни в какое-либо иное профессиональное объединение не входит. Во всяком случае, таких данных в заключении не было указано. Зато у нашего эксперта есть внушительный стаж, кандидатская степень по филологии, магистратура по «психолого-педагогическому образованию», всяческие «сертификаты соответствия» (даже по исследованию почерка!) и своя фирма, которая бодро «клепает» заключения весьма сомнительного, как мне показалось, содержания.

В упомянутом заключении нарушений масса. Взять хотя бы то, что эксперт, имеющая, на минутку, сертификат соответствия по специальности «Исследование письменной речи», не знает азов судебной лингвистики, устанавливая клеветнический характер сообщённых о конкретном лице сведений. То есть признаёт факт клеветы, выполняя за судью его работу.

С выходом эксперта за пределы компетенции при вторжении в правовую сферу всё понятно. Но есть ещё некоторая неочевидная вещь…

Я уже поднимала вопрос о том, может ли один человек проводить комплексные исследования. Да, ни профильный федеральный закон «О ГСЭД», ни планируемые обнародованные поправки в него, ни какие-либо иные законы и постановления этого не запрещают. В готовящихся поправках в закон об экспертной деятельности даже прямо оговаривается возможность проводить комплексные экспертизы одному эксперту, если у него есть нужные знания.

Но если Вы адвокат и Вам нужно заказать такую комплексную экспертизу или проанализировать уже полученное заключение по ней, обратите внимание вот на что. Даже если у выбранного специалиста есть нужное образование по двум  - или более, если нужно, — специальностям, например, по филологии и психологии, одного приложения его дипломов к заключению мало. Экспертиза изначально должна быть заявлена как комплексная, например, психолого-лингвистическая.

В упомянутом заключении нашего бравого эксперта, ничтоже сумняшеся решающей правовые вопросы, отражены результаты исследования, которое официально именовалось в шапке «лингвистическим». То есть ни о какой комплексности название официального документа (а заключение специалиста для суда – это очень даже официальный документ) не сообщает и никакой комплексности не предполагает.

Тем не менее, читая текст, обнаруживаем, что перед специалистом, проводящим собственно лингвистическое исследование, поставлен ещё и вопрос о том, какое психологическое воздействие оказывают спорные сведения на личность адресата, требующий познаний в психологии. И специалист под грифом «лингвистического исследования» на такой вопрос развёрнуто отвечает.

Да, у неё имеются документально подтверждённые познания и в филологии, и в психологии. Однако ответы на вопросы из двух областей знания в исследовании, которое официально не заявлено как комплексное, — это грубое процессуальное нарушение. Аналогичное вторжению в правовую сферу.

Напомню: выход эксперта за пределы компетенции – одно из серьёзнейших оснований, чтобы заключение оспорить. Часто сделать это помогает даже толковая рецензия, а не повторная экспертиза. (Полагаю, сейчас же в комментариях начнут писать, что, мол, такого документа, как рецензия на экспертизу, в правовом поле не существует. Да, я знаю. Но в реальной судебной практике она есть, так что работаем с фактами).

А ответ на заявленный в заголовке этой статьи вопрос таков. Убедитесь, что комплексное по сути исследование является комплексным и по документам, служащим основанием для его производства (постановление следователя, определение суда, договор на производство исследования). И если форма не соответствует содержанию, смело заявляйте ходатайство о признании этого заключения недопустимым доказательством.

Анастасия АКИНИНА,

независимый эксперт-лингвист, автор блога «ЛингЭксперт», член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, член Союза журналистов России.

Теги
Ссылка на оригинал
Автор публикации
ПРО
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
Независимый эксперт-лингвист. Помогаю выигрывать в суде с убедительной лингвистической, автороведческой, искусствоведческой экпертизой. Рецензирую. https://akinina-lingexpert.ru/ ИНН: 261502250391
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (17)

      Уважаемая Анастасия Вячеславовна, беда в том, что очень многие пытаются объять необъятное и стать полными «универсалами», а заодно и гонораром ни с кем не делиться, вот и появляются такие «удивительные» заключения... (smoke)

      +9
      Свернуть ветку

        Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за Ваше мнение! Думаю, иногда «универсализм» в экспертизе оправдан и удобен всем сторонам. Например, когда товарный знак эксперт с филологическим и дизайнерским образованием может проанализировать всесторонне. Но, на мой личный взгляд, когда речь идёт о психологии и религиоведении, их не нужно мешать с филологией. Большой риск предвзятости. Но это опять же моё частное мнение.

        +9

      Уважаемая Анастасия Вячеславовна, впервые открыла Вас для себя, как специалиста, на нашем сайте.  Наверное, смотрела куда-то не туда.  :)  Будем знакомы! Расширение «штата экспертов» в сообществе не может не радовать!
      ↓ Читать полностью ↓

      Интересную тему Вы затронули. Но, на мой взгляд, не все так просто.
      Абсолютно согласна с тем, что
      выход эксперта за пределы компетенции – одно из серьёзнейших оснований, чтобы заключение оспоритьОднако, Ваши доводы о том, ЧТО именно следует считать пределами компетенции, мне видятся не бесспорными.
      Полагаете, что компетенцию определяет наименование назначаемого исследования?
      А я вот так не думаю. Считаю, что если в круг вопросов, поставленных на разрешение эксперту-лингвисту, включен вопрос, относящийся к компетенции психолога, то исследование изначально предполагается именно комплексным. И только название здесь компетенцию не определяет.  Значение будет иметь СОДЕРЖАНИЕ.
      Суть не в заглавии, а в семантике и структуре.
      А вот если у специалиста-лингвиста нет дополнительных знаний/образования, навыков, опыта работы в области психологии, но он, тем не менее, отвечает на ВСЕ поставленные вопросы,  в том числе и тот, который «для психологов», то вот это, как раз, и будет выходом за пределы компетенции.

      Неоднократно приходилось успешно отводить заключения различных специалистов по таким основаниям, поэтому могу с немалой долей уверенности утверждать, что суду в таких случаях важно понимать одно:  обладает эксперт специальными знаниями, квалификацией и опытом, или нет. И если они есть, то мало кто из судей поспешит проявить формализм и признать несостоятельным мнение специалиста только лишь по причине неправильного наименования проведенного исследования.

      И если форма не соответствует содержанию, смело заявляйте ходатайство о признании этого заключения недопустимым доказательствомБоюсь, что будет очень сложно склонить суд к соблюдению внешней стороны дела в ущерб его существенной части только лишь по этому основанию...
      Однако, как известно, на войне все средства хороши. И я, при случае, обязательно попробую.

      +6
      Свернуть ветку

        Уважаемая Марина Владимировна, спасибо Вам за развёрнутый комментарий! Конечно, будем знакомы! Разумеется, то, что наименование рода и вида экспертизы не соответствует содержанию, — это далеко не единственная форма выхода эксперта за пределы компетенции. Я этого не утверждала в статье. Сожалею, что такое впечатление сложилось. Безусловно, это моя оплошность. Понятно, что, если документально подтверждённых специальных знаний нет, ответы на вопросы, требующие таких знаний, для эксперта под запретом. В этой заметке я не ставила цель описать ВСЕ формы того, ЧТО ИМЕННО нужно считать выходом эксперта за пределы компетенции. Вообще-то об этом уже масса литературы написана. В приложении к лингвистической экспертизе это, скажем, работы Бринёва К.И. («Справочник по судебной лингвистической экспертизе», «Судебная лингвистическая экспертиза: справочные материалы», «Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза»). Тема экспертных ошибок (одна из которых — выход за пределы компетенции) обсуждается и в подборке «Судебная экспертиза: типичные ошибки» Е.Р. Россинской и Е.И. Галяшиной, в монографии М. Подкатилиной «Судебная экспертиза экстремистских материалов» и в куче других полезных книг. Я не хотела повторяться. Просто написала наблюдения по случаю, так сказать. Кстати, о комплексной экспертизе, которую проводит бы один специалист, я ещё не встречала научных работ. Может быть, Вы подскажете, если знаете?

        +4
        Свернуть ветку

          Кстати, о комплексной экспертизе, которую проводит бы один специалист, я ещё не встречала научных работ. Может быть, Вы подскажете, если знаете?
          Уважаемая Анастасия Вячеславовна, не знаю, поэтому не подскажу.
          Их, вероятнее всего, не может быть именно в таком контексте. И не должно. Поскольку во всех наших  процессуальных законах комплексная экспертиза четко обозначена как экспертиза, производство которой поручается нескольким экспертам. И вот по этому основанию, как раз, оспаривание описанного Вами заключения будет более логичным и перспективным. 
          Как-то я упустила этот, довольно существенный, момент, углубившись в рассуждения о компетенции и ее пределах  в отрыве от всего остального.

          +3
          Свернуть ветку

            Уважаемая Марина Владимировна, да, всё верно. Пока что она в кодексах заявлена как поручаемая нескольким экспертам. Однако практика не всегда этому следует. Отдельное Вам спасибо за это дополнение, оно вполне логично в этой беседе. Ещё раз спасибо!

            +2
        24 Марта 2020, 12:32 #

        Уважаемая Анастасия Вячеславовна, спасибо и Вам. Я уже на пенсии,  а Ваша публикация просто вызвала шквал воспоминаний, положительных эмоций, т.к. эта тема — не малая часть моей профессиональной деятельности. Она очень интересная и становится понятной для тех, кто вникает, познает, анализирует, желает разобраться и докопаться до сути вопроса… да просто быть профессионалом в своем деле. Искренне желаю Вам УДАЧИ!

        +1

        Уважаемая Анастасия Вячеславовна, спасибо за публикацию. Вы затронули вопросы формального нарушения проведения экспертизы и для нас, адвокатов, важно понимать, чем мотивировать несогласие с экспертизами такого рода. Как правило,  мы противопоставляем таким экспертизам рецензии других специалистов. Но к сожалению, в большинстве случаев по уголовным делам, к рецензиям судьи относятся «критически». Какие бы нарушения не допустил эксперт, в том числе и при проведении комплексных экспертиз. Суды ссылаются на то, что эксперт предупрежден об уголовной ответсвенности за дачу заведомо ложной экспертизы, а специалист нет, и поэтому нет оснований сомневаться в его квалификации. Необходимо на законодательном уровне менять эту практику. Когда есть сомнение в экспертизе, тем более высказанное другим экспертом, оно (сомнение) должно быть устранено как минимум коллегией экспертов.

        +2
        Свернуть ветку

          Уважаемый Алексей Валерьевич, спасибо за Ваше дополнение.  Согласна, что предупреждение об уголовной ответственности к квалификации и компетентности эксперта не имеет никакого отношения.

          +1

        Уважаемая Анастасия Вячеславовна, Ваша письменная речь просто-таки заставляет проникаться к Вам симпатией. Вы очень опасный человек. С Вами не хочется спорить.

        +1
        Свернуть ветку

          Уважаемый Евгений Алексеевич, :), спасибо! Необычная оценка, и мне приятно. Спасибо, что читаете и комментируете. Комментарии помогают понять, о чём писать и как сделать свои материалы лучше и нужнее.

          +2

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации
    Видны только вам

    Рейтинг публикации: «Психолого-лингвистическое исследование проводит один специалист. Что здесь может быть не так и как такое заключение отвести?» 5 звезд из 5 на основе 28 оценок.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
    В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
    Являюсь также профессиональным медиатором.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Адвокат в Ростове-на-Дону. Защита бизнеса и собственников при риске потери активов, репутации и свободы. Арбитраж, уголовные и сложные гражданские дела. Берусь за дела, где цена ошибки критична.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Моя специализация бизнес и финансы.
    Защита по сложным уголовным экономическим делам.
    Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Адвокат по информационной безопасности, уголовные дела, связанные с Интернет-мошенничеством, E-commerce, государственной тайной и киберпреступления.
    Разместить свою визитку
    Похожие публикации
    ПРО
    Под лежачий камень вода не течёт или как утерять отцовство. Вредные советы
    Личные блоги, 10 Июля 2024, 15:25 10 Июля 2024, 15:25
    как обжаловать заключение психолого-психиатрической судебной экспертизы
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 27 Ноября 2010, 21:28 27 Ноября 2010, 21:28
    Как обжаловать заключение психолого-психиатрической экспертизы на аффект, и возможно ли это, если прошло ...
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 09 Ноября 2011, 17:46 09 Ноября 2011, 17:46
    Присутствие специалиста-психиатра на суде или рецензия на заключение КСППЭкспертизы ребенка?
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 15 Мая 2019, 14:05 15 Мая 2019, 14:05
    ПРО
    Психологические аспекты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам о моральном ...
    Статьи, 11 Февраля 2014, 06:26 11 Февраля 2014, 06:26
    ГОСТ по детским игрушкам и психолого-педагогическая экспертиза игрушки
    Статьи, 31 Января 2024, 11:51 31 Января 2024, 11:51
    Признание договора дарения недействительным по статье 177 ГК РФ не состоялось
    Судебная практика, 25 Августа 2024, 23:20 25 Августа 2024, 23:20
    ПРО
    Новый существенный риск признания договора купли-продажи квартиры недействительным
    Личные блоги, 20 Августа 2025, 19:47 20 Августа 2025, 19:47
    ПРО
    О проблеме судопроизводства в отношении несовершеннолетних правонарушителей: профилактика или наказание?...
    Статьи, 01 Мая 2012, 21:41 01 Мая 2012, 21:41
    Фоноскопическая и Психолого-лингвистическая экспертизы: показания специалиста
    Личные блоги, 03 Июня 2013, 13:18 03 Июня 2013, 13:18
    Продвигаемые публикации